Дизайн-код присваивается каждому городу России, причем он позволяет получить цельный, понятный и согласованный объект. Он присваивается различным крупным строениям или субъектам РФ. Присвоение кодов улицам, проспектам или городам дает возможность сделать экстерьер любого населенного пункта привлекательным и завершенным.
Содержание
Что это такое
Он представлен набором правил, которым следуют дизайнеры и архитекторы в процессе проектирования зданий или улиц, а также полноценных населенных пунктов. Правила детально проиллюстрированы, поэтому если следовать им, то можно выстроить грамотное дизайнерское видение любого объекта.
На западе так же используются дизайн-коды. Наиболее легко увидеть их с помощью изучения рекламных вывесок, в которых учитывается угол падения света, размер конструкций, а также создаваемый визуальный конфликт с другими щитами, располагающимися рядом.
Для чего необходимы
С помощью данных правил проектирования можно улучшить внешний вид любого здания, улицы или населенного пункта. Он позволяет получить красивые, гармоничные и чистые фасады, а также визуально сделать объект целостным.
Чистые фасады
Если дизайнеры будут следовать дизайн-кодам городов, то это позволит избавиться от визуального мусора, который имеется практически на каждом строении. До применения кодов предприниматели часто загромождают фасады большим количеством рекламной информации, причем разные плакаты или вывески не сочетаются друг с другом. Иногда на одном фасаде располагается до 10 вывесок, выполненных в различных стилях или расцветках.
После использования дизайн-кода значительно улучшается внешний вид фасада благодаря следующим критериям:
- вывески делаются очень маленькими, поэтому занимают мало места на стене здания;
- все рекламные плакаты выполнены в одном цвете и стиле;
- запрещено пользоваться яркими расцветками или бегущими строками.
Благодаря таким действиям предприниматели все равно могут рекламировать свои магазины или товары, но при этом не портится внешний вид здания или всей улицы. Поэтому в каждом городе России должны применяться специальные правила проектирования.
Важно запретить магазинам полностью перекрывать привлекательные фасады рекламными изделиями. Если администрация каждого субъекта установит свои правила, то можно избавиться от слишком большого количества плакатов, а также удастся сделать любое здание красивым и интересным.
Если применяются правила проектирования, то запрещено ставить рядом с памятниками какие-либо современные конструкции необычной формы, которые не сочетаются по внешнему виду и стилю с традиционной архитектурой. Дизайн-код разрабатывается отдельно для каждого города, поскольку учитываются особенности региона. Например, в Праге все флаги оснащаются специальным логотипом, а на улицах Норвегии используются только деревянные вывески.
Повышение комфортности жизни
С помощью дизайн-кода определяется даже дизайн лавочек, урн и других малых архитектурных объектов. Правила касаются даже высоты урн, длины лавок или других мелких деталей, которые положительно сказываются на комфортности их использования по назначению. В России такие стандарты пока отсутствуют, но все чаще архитекторы и руководство различных городов начинают задумываться об их применении.
На территории России часто можно встретить очень маленькие урны, которыми сложно пользоваться. Нередко бумажка уносится ветром, а не попадает в мусорный бак. В РФ обычно урны окрашиваются в зеленый цвет, поскольку предполагается, что таким способом они гармонируют с зеленью. Но осенью, зимой и весной данные элементы привлекают слишком много внимания, а также портят внешний вид парка или другого участка города. Поэтому по правилам целесообразно воспользоваться для их окрашивания нейтральными оттенками, например, серым или коричневым.
Повысить комфортность жизни населения можно даже с помощью городских заборов, которые часто можно заменить живой изгородью. Лучше всего для таких элементов пользоваться черным цветом, а не яркими оттенками, которые привлекают слишком много внимания. Отсутствие акцентов положительно сказывается и на езде на автомобиле, поскольку уменьшается контрастность для водителей машин.
Наведение визуального порядка
Значимой задачей дизайн-кодов считается борьба с визуальными контрастами и хаосом. Даже привлекательные и качественные элементы, применяемые для украшения города, при неправильном сочетании формируют странные и некрасивые композиции. Часто руководство регионов сначала закупают урны, потом приобретаются скамейки, а после делаются рекламные вывески. Эти части могут плохо сочетаться друг с другом. Важно закупать элементы, входящие в один комплект, поскольку они обладают единым стилем, а также выполнены в одном цвете.
Экономия городского бюджета
Дизайн-код позволяет бороться с огромным количеством рекламных объявлений и граффити, которые размещаются непосредственно на фасадах зданий. С помощью специальных правил можно расчистить город, экономя городские средства.
Если окрасить столбы в черный цвет, то значительно снижается вероятность появления граффити, поскольку нарушители предпочитают пользоваться черными маркерами. Если же такой столб дополнительно сделать рельефным, то на него тяжело будет наклеить листок.
Во многих европейских странах столбы – это многофункциональные элементы, используемые в качестве средства навигации, места для фиксации дорожного знака и урны.
Правила разработки
Перед созданием дизайн-кода проводятся исследования, позволяющие оценить важнейшие особенности населенного пункта. Они будут закреплены в правилах. Дополнительно исследования дают возможность найти все проблемы города. На такую работу уходит около одного месяца, причем желательно создать несколько групп, чтобы оценить состояние озеленения, фасадов, малых архитектурных объектов и других элементов.
Далее оцениваются требования законодательства конкретного региона, чтобы создать регламентированный дизайн-код. Новые правила архитектуры должны быть внесены в местные нормативные акты региона, поскольку только тогда они будут применяться всеми жителями. Статистика показывает, что рекомендации обычно не выполняются.
Можно ли одним кодом пользоваться для нескольких населенных пунктов
Многие российские города очень похожи, поскольку они выравниваются с помощью типовой архитектуры. Но каждый регион обладает своей планировкой, расположением рек и других аналогичных объектов. Поэтому с помощью правильно сделанного дизайн-кода можно проявить эту разницу.
Поэтому эксперты уверяют, что самым лучшим решением будет создание дизайн-кода для каждого региона.
Таблица с кодами
Коды немного отличаются в различных регионах, поскольку разрабатываются индивидуально для каждого субъекта РФ.
Регион | Краткое содержание дизайн-кода |
Курск | Для Курска разработаны единые правила городского дизайна. Дизайн-код распространяется не только на фасады, но и на все элементы городской среды. В порядок приведено 30 фасадов зданий, 9 объектов культурного наследия и торговый центр. Для маломобильных граждан установлены пандусы с поручнями. Реклама приведена в соответствие с предписаниями. |
Иваново | Действует с апреля 2019 года. Все новые правила касаются вывесок на улице, в ТЦ и других объектов. |
Псков | Включает правила размещения вывесок, оформления ярмарок, а также нестационарных торговых объектов. |
Шахты | Все вывески над магазинами должны быть приведены к единому утвержденному стилю. Они должны стать меньше и не разрушать визуально фасады домов. Новые правила касаются оформления остановочных павильонов, балконов, лоджий, скамеек, урн. |
Рыбинск | Проект исторического дизайн-кода в центре города Рыбинска не имеет аналогов в России. Здесь сохранился исторический центр ХIХ – начала ХХ веков практически без искажений застройки советского периода. |
Архангельск | Действует с июля 2020 года. Дизайн-код Архангельска разработан студией Артемия Лебедева. Правила действуют в отношении вывесок, универсальных носителей информации, а также адресных табличек. |
Тверь | Правила оформления вывесок должны применяться ко всем параметрам, таким как композиция, типология, размер с шрифтом названий. Обновления, внесённые в документ, ограничивают использование определенных типов вывесок в пределах исторического центра Краснодара и на магистральных въездах в город. |
Челябинск | Действует с 2018 года. Владельцам кафе, банков, магазинов и других заведений, которые находятся в центре Челябинска и на гостевых маршрутах, пришлось изменить внешний вид фасадов. |
Белгород | Действует с 2018 года. Дизайн-код устанавливает единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, обеспечению доступности городской среды, определяет общие требования к состоянию общественных пространств, состоянию и облику зданий различного назначения и разной формы собственности, к объектам благоустройства и их отдельным элементам, к содержанию и эксплуатации объектов благоустройства, порядок контроля за соблюдением Правил благоустройства, порядок и механизмы общественного участия в процессе благоустройства, порядок составления дендрологических планов. |
Благодаря таким значительным изменениям в документе внешний вид городов значительно отличается друг от друга.
Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:
Благодаря дизайн-кодам удается значительно улучшить внешний вид любого города или строения. Он позволяет пользоваться определенными правилами и требованиями к оформлению фасадов, малых архитектурных объектов и других элементов на улице. Для каждого города разрабатывается собственный документ.