Для более тонкой подгонки гаммы в Фотошоп, художники берут на вооружение цветовые каналы Photoshop. Это достаточно специфический, а вместе с тем сложный инструмент. Поэтому у многих новичков возникают проблемы с его использованием.
Содержание
Понятие и какие бывают модели
Для начала следует упомянуть о цветовых моделях, с которыми работает графический редактор, что критично при использовании каналов. Всего их две – RGB и CMYK. Способ кодирования разительно отличается.
RGB
Принцип построения гаммы в режиме RGB – добавление цветов. То есть идёт комбинирование красного, зелёного и синего (Red, Green, Blue). Количество и качество насыщения варьируется в широких пределах и представлено цифровой шкалой от 0 до 255. Режим RGB является ключевым для цифровых дисплеев, сканеров и цифровых камер.
CMYK
Здесь мы имеем обратный принцип – вычитание цветов. Нужная гамма получается посредством смешения цианового, пурпурного, жёлтого и чёрного (Cyan, Magenta, Yellow и Black (key) соответственно). В отличие от шкалы RGB CMYK представляется в процентном соотношении. Режим является маркером для чернил принтера, то есть применяется при печати.
Что касается цветовых каналов, то это набор обычных числовых значений оттенков. Именно эти показатели отвечают за цветовое насыщение изображения. К примеру, насколько красной или синей будет фотография. В Photoshop инструмент различаются по типу:
- Информационные. Уровни создаются в автоматическом порядке при открытии нового документа. Количество каналов зависит от выбранной модели – RGB или CMYK.
- Альфа-каналы. Несут в себе информацию об обозначенных пользователем зонах в градации серого. Такие каналы используют для хранения масок. Посредством последних можно защищать или менять части снимка.
- Плашечные. Каналы представляют собой набор плашечных красок, необходимых для корректной печати.
В каждом отдельном изображении может быть не больше 56 каналов. Стоит учесть, что чем больше цветовых уровней, тем массивнее будет конечный файл. Форматы PSD и TIFF с наибольшей эффективностью сжимают имеющиеся данные.
При сохранении файла в расширениях отличных от RAW, PSD/PSB, Adobe PDF и TIFF данные о каналах могут быть безвозвратно потеряны.
Обзор панели
Инструмент можно найти в главном меню: «Окно» -> «Каналы». На активной панели представлены все уровни выбранной цветовой модели – RGB или CMYK. Количество каналов увеличено на единицу. У модели RGB представлено 4 уровня: 3 основных и один результирующий или совмещённый. Соответственно у CMYK пять уровней.
Также на панели отображаются каналы смесевых цветов и альфа-тип. Размер окна регулируется в разделе «Параметры панели». Здесь же можно скрыть или вывести миниатюры. Посредством последних удобно следить за содержимым панели. Но включённые миниатюры заметно снижают производительность ПК.
Активация или скрытие канала
Непосредственно в окне проекта можно увидеть компоновку всех уровней с помощью панели «Каналы». То есть, к примеру, при наложении альфа-канала на совмещённый слой отображаются изменения на результирующем уровне.
Для скрытия или активации достаточно кликнуть по столбцу со значками в форме глаза. Для просмотра всех имеющихся цветовых уровней нужно щёлкнуть по совмещённому слою. Если необходимо скрыть несколько, то следует перетащить столбец со значками в форме глаза.
Отображение в цвете
Каждый отдельный канал визуализируется в градациях серого. Ряд уровней в режимах RGB и CMYK могут отображаться в цвете. При наложении одного на другой, то есть когда активны как минимум два слоя изображение будет цветным.
Настройки по умолчанию можно откорректировать для демонстрации отельных уровней в цвете. При активации канала напротив него появляется значок в форме глаза.
Для отображения цветовых уровней следует выполнить следующий порядок действий:
- Переходим в пункт меню «Редактирование».
- Кликаем по разделу «Установки».
- Выбираем пункт «Интерфейс».
- Ставим маячок на строчке «Показывать в цвете» и нажимаем ОК.
Выделение и корректировка
У пользователя есть возможность выделить один или несколько уровней, активных или отключённых. Для выбора следует кликнуть по названию канала и при зажатой клавише Shift щёлкнуть по крайнему уровню. Таким же образом можно снять выделение с ранее обозначенных элементов.
Для редактирования необходимо выбрать инструмент раскраски. Вносить какие-либо графические корректировки можно исключительно в одном. Если использовать белый цвет, то показатель интенсивности будет 100%, серый – меньшее значение, а выбор чёрного приведёт к удалению уровня.
Сортировка и редактирование названий
По умолчанию перемещать альфа- или плашечные каналы выше основных цветовых уровней нельзя. Ограничения снимаются, если перевести снимок в многоканальный режим. Соответствующий пункт есть в основном меню «Изображение».
Для смены порядка смесевых уровней или альфа-каналов следует перетащить их посредством мыши по панели – выше или ниже. При этом плашечные цвета определяются в порядке их нахождения сверху вниз. Для переименования канала достаточно кликнуть два раза на его названии, после чего ввести новое имя.
Удаление
Перед финальной обработкой изображения лишние каналы можно и нужно удалять. Дело в том, что сложные альфа-уровни заметно прибавляют к итоговому весу файла.
Для удаления достаточно выполнить одно из следующих действий:
- зажимаем кнопку Alt и кликаем по значку «Удалить» в форме корзины;
- удерживая курсором мыши строчку с каналом перетаскиваем её на иконку «Удалить»;
- кликаем по пункту «Удалить» в нижней части панели «Каналы» и соглашаемся, нажатием на кнопку «Да».
Работа с цветовыми каналами позволяет до неузнаваемости изменить оригинальное изображение. Многие пренебрегают этим инструментом, хотя он актуален для большого числа сценариев: при реставрации старых фотографий, создании коллажей и подборок, редактировании колоритных пейзажей и т.п.
О работе с каналами дополнительно в видео: