Что такое цветовые каналы Photoshop

Для более тонкой подгонки гаммы в Фотошоп, художники берут на вооружение цветовые каналы Photoshop. Это достаточно специфический, а вместе с тем сложный инструмент. Поэтому у многих новичков возникают проблемы с его использованием.

Понятие и какие бывают модели

Для начала следует упомянуть о цветовых моделях, с которыми работает графический редактор, что критично при использовании каналов. Всего их две – RGB и CMYK. Способ кодирования разительно отличается.

фото 8181_18

RGB

Принцип построения гаммы в режиме RGB – добавление цветов. То есть идёт комбинирование красного, зелёного и синего (Red, Green, Blue). Количество и качество насыщения варьируется в широких пределах и представлено цифровой шкалой от 0 до 255. Режим RGB является ключевым для цифровых дисплеев, сканеров и цифровых камер.

фото 8181_16

CMYK

Здесь мы имеем обратный принцип – вычитание цветов. Нужная гамма получается посредством смешения цианового, пурпурного, жёлтого и чёрного (Cyan, Magenta, Yellow и Black (key) соответственно). В отличие от шкалы RGB CMYK представляется в процентном соотношении. Режим является маркером для чернил принтера, то есть применяется при печати.

Также существуют цветовые модели HSV и HSB, где оперирование цветом происходит с помощью тона, насыщенности и яркости. Но эти режимы достаточно специфические, поэтому художники используют их крайне редко.

Что касается цветовых каналов, то это набор обычных числовых значений оттенков. Именно эти показатели отвечают за цветовое насыщение изображения. К примеру, насколько красной или синей будет фотография. В Photoshop инструмент различаются по типу:

  1. Информационные. Уровни создаются в автоматическом порядке при открытии нового документа. Количество каналов зависит от выбранной модели – RGB или CMYK.
  2. Альфа-каналы. Несут в себе информацию об обозначенных пользователем зонах в градации серого. Такие каналы используют для хранения масок. Посредством последних можно защищать или менять части снимка.
  3. Плашечные. Каналы представляют собой набор плашечных красок, необходимых для корректной печати.

В каждом отдельном изображении может быть не больше 56 каналов. Стоит учесть, что чем больше цветовых уровней, тем массивнее будет конечный файл. Форматы PSD и TIFF с наибольшей эффективностью сжимают имеющиеся данные.

При сохранении файла в расширениях отличных от RAW, PSD/PSB, Adobe PDF и TIFF данные о каналах могут быть безвозвратно потеряны.

Обзор панели

Инструмент можно найти в главном меню: «Окно» -> «Каналы». На активной панели представлены все уровни выбранной цветовой модели – RGB или CMYK. Количество каналов увеличено на единицу. У модели RGB представлено 4 уровня: 3 основных и один результирующий или совмещённый. Соответственно у CMYK пять уровней.

Также на панели отображаются каналы смесевых цветов и альфа-тип. Размер окна регулируется в разделе «Параметры панели». Здесь же можно скрыть или вывести миниатюры. Посредством последних удобно следить за содержимым панели. Но включённые миниатюры заметно снижают производительность ПК.

фото 8181_9

Активация или скрытие канала

Непосредственно в окне проекта можно увидеть компоновку всех уровней с помощью панели «Каналы». То есть, к примеру, при наложении альфа-канала на совмещённый слой отображаются изменения на результирующем уровне.

Для скрытия или активации достаточно кликнуть по столбцу со значками в форме глаза. Для просмотра всех имеющихся цветовых уровней нужно щёлкнуть по совмещённому слою. Если необходимо скрыть несколько, то следует перетащить столбец со значками в форме глаза.

Отображение в цвете

Каждый отдельный канал визуализируется в градациях серого. Ряд уровней в режимах RGB и CMYK могут отображаться в цвете. При наложении одного на другой, то есть когда активны как минимум два слоя изображение будет цветным.

Настройки по умолчанию можно откорректировать для демонстрации отельных уровней в цвете. При активации канала напротив него появляется значок в форме глаза.

Для отображения цветовых уровней следует выполнить следующий порядок действий:

  1. Переходим в пункт меню «Редактирование».
  2. Кликаем по разделу «Установки».
  3. Выбираем пункт «Интерфейс».
  4. Ставим маячок на строчке «Показывать в цвете» и нажимаем ОК.
Если отдельные слои фотографии представлены в цветовой модели RGB, а другие в CMYK, то может возникнуть путаница. Поэтому при активной работе с каналами имеет смысл переопределить одну модель для всего изображения.

Выделение и корректировка

У пользователя есть возможность выделить один или несколько уровней, активных или отключённых. Для выбора следует кликнуть по названию канала и при зажатой клавише Shift щёлкнуть по крайнему уровню. Таким же образом можно снять выделение с ранее обозначенных элементов.

Для редактирования необходимо выбрать инструмент раскраски. Вносить какие-либо графические корректировки можно исключительно в одном. Если использовать белый цвет, то показатель интенсивности будет 100%, серый – меньшее значение, а выбор чёрного приведёт к удалению уровня.

Сортировка и редактирование названий

По умолчанию перемещать альфа- или плашечные каналы выше основных цветовых уровней нельзя. Ограничения снимаются, если перевести снимок в многоканальный режим. Соответствующий пункт есть в основном меню «Изображение».

Для смены порядка смесевых уровней или альфа-каналов следует перетащить их посредством мыши по панели – выше или ниже. При этом плашечные цвета определяются в порядке их нахождения сверху вниз. Для переименования канала достаточно кликнуть два раза на его названии, после чего ввести новое имя.

Удаление

Перед финальной обработкой изображения лишние каналы можно и нужно удалять. Дело в том, что сложные альфа-уровни заметно прибавляют к итоговому весу файла.

Для удаления достаточно выполнить одно из следующих действий:

  1. зажимаем кнопку Alt и кликаем по значку «Удалить» в форме корзины;
  2. удерживая курсором мыши строчку с каналом перетаскиваем её на иконку «Удалить»;
  3. кликаем по пункту «Удалить» в нижней части панели «Каналы» и соглашаемся, нажатием на кнопку «Да».
При удалении цветовых уровней изображение в автоматическом порядке переходит в многоканальный режим. Он не работает со слоями, поэтому скрытые слои будут отсеяны, а видимые сведены.

Работа с цветовыми каналами позволяет до неузнаваемости изменить оригинальное изображение. Многие пренебрегают этим инструментом, хотя он актуален для большого числа сценариев: при реставрации старых фотографий, создании коллажей и подборок, редактировании колоритных пейзажей и т.п.

О работе с каналами дополнительно в видео:

Комментарии

Подпишись на 3d graphics

Информация о мире трехмерной графики. Уроки, советы, новости и материалы о создании и визуализации 3D-графики.

Подписаться!