Lightwave 3d – кроссплатформенный полнофункциональный и рассчитанный преимущественно на профессионалов редактор трехмерной графики, разрабатываемый и поддерживаемый студией NewTek. Выпускается с 1991 года, применяется в киноиндустрии и на фоне конкурентов выделяется развитой системой анимации, гибко настраиваемыми сценами, встроенным редактором поверхностей, поддержкой многопоточности. Официально интерфейс инструмента не переведен на русский язык, но фанатские русификаторы в сети встречаются, хотя адаптация едва ли пригодится – те, кто занимается 3D-моделированием, давно привыкли к профессиональным терминам.
Содержание
Назначение и особенности
Программный пакет Newtek Lightwave 3d предназначен для подготовки, редактирования, последующего анимирования объектов или сцен в формате 3д. Предусматривает встроенную технологию полигонального моделирования, заметно облегчает рутинные действия, с которыми периодически приходится сталкиваться у конкурентов по жанру.
Среди дополнительных особенностей Light Wave – практически исчезнувшее меню навигации. Ни из левого верхнего угла, ни из правого не вызвать привычной панели настроек. Интерфейс реализован иначе – все скрывается за тематическими вкладками, подписанными и специально «вложенными» для экономии места на экране. В результате почти 90% свободного пространства отводится под меню предпросмотра, а также те графические сцены, где разворачивается трехмерная магия.
Полезно почитать: Что такое анимация и как ее можно создать
Область применения
Разработчики из NewTek сотрудничают преимущественно со специалистами из киноиндустрии, прибегающих к полигональному моделированию. Программа Lightwave применялась в «Парке Юрского Периода», «Титанике», «Вавилоне-5», «Дюне», «Звездных вратах». Каждый из перечисленных голливудских блокбастеров неоднократно номинировался или побеждал в категориях, связанных с визуальными эффектами.
За пределами киноиндустрии инструмент применятся при подготовке роликов для телевидения или публикаций в сети. Часто специалисты прибегают к Light Wave при отрисовке заставок, всплывающих 3D-сообщений на экране или титров с эффектами. Любителями же инструмент применяется редко, а новичками часто не воспринимается в качестве чего-то полезного или хотя бы осваиваемого за короткий промежуток времени.
Функциональные возможности
Весь набор опций утилиты выглядит следующим образом:
- Поддержка объемного освещения, реалистичных теней, шейдеров;
- Переработанная и обновленная система захвата движений, объектов: Light Wave автоматически подсказывает, как взаимодействовать с объектами в сцене, мгновенно собирая информацию о подвижных точках;
- Возможность собирать объекты или полигоны вместе, задавать параметры всему комплекту сразу;
- Гибкая настройка цвета, деталей на экране: каждому элементу инструмент разрешает задавать тысячи оттенков;
- Встроенный раздел с дополнительными расширениями или плагинами, меняющими оформление интерфейса, список поддерживаемых форматов, а также количество стартовых шаблонов;
- Редактор поверхностей разрешает настраивать свойства добавляемых материалов, включая блики от освещения или способ отрисовки иных деталей;
- Многопоточность, трассировка лучей, специальная система предпросмотра VIPER – при помощи Light Wave даже сложные задачи решаются в разы быстрее;
- Нововведение – возможность выводить промежуточные сцены на экраны смартфонов или планшетов с операционными системами iOS и Android в адаптированном формате для просмотра временных результатов.
Может быть интересно: Программа для создания анимации Maya
Системные требования
Light Wave официально поддерживается компьютерами с операционными системами Windows и MacOS, а запускается при наличии следующего аппаратного обеспечения:
- Процессор. 64-битный Intel Core 2 или AMD64 поддержкой SSE4;
- Оперативная память. Не менее 4 гигабайт для развертки сцен, добавления объектов, последующего рендеринга;
- Дисплей. С разрешением от 1280×1024 пикселей (видеокарта Nvidia GeForce 9 серии или ATI Radeon 4000). Рекомендуемый набор – 1920×1080 с карточкой Nvidia GeForce 10.
- Свободное пространство. Не менее 3-5 гигабайт для подготовки резервных копий, сохранения проектов или загрузки сторонних шаблонов и контента из сети.
- Дополнительные тонкости. Разработчики заранее рекомендуют помнить о поддержке стороннего оборудования – графических планшетов, сенсорных экранов. Инструмент адаптирован под многие инструменты.
Особенности использования
3DStudioMax, Beender, Maya, Real3D – перечисленные редакторы трехмерной графики схожи в способах реализации процессов моделирования или анимирования: весь функционал сразу представлен в интерфейсе, а необходимые возможности вызываются с панели быстрого доступа. Light Wave организован иначе: на экране подготовлены специальные категории с вкладками, доступны комбинации горячих клавиш с сокращениями, облегчающими вызов конкретных действий, а процессы моделирования-анимирования разделены.
Воссоздавать трехмерные объекты или сцены предстоит в рамках Modeler. А вот настраивать переходы, действия или иные детали предстоит уже непосредственно через Layout. Каждый из режимов выглядит иначе и организован разными способами. А потому с непривычки сложно разобраться во всех деталях. Но путаница продлится недолго – уже через 3-4 дня такая разноплановость начнет приносить лишь пользу: никаких лишних деталей на экране, логичная структура, автоматический просчет поверхностей для захвата и дальнейшей работы.
Хотя еще недавно переносить промежуточные модели приходилось иначе, а каждая ошибка «на производстве» во время анимирования заставляла возвращаться назад к Modeler и повторять весь путь заново.
Полезно почитать: Cinema 4D
Преимущества
Сила Light Wave в правильном подходе разработчиков. Речь о не перегруженном кнопками или сообщениями интерфейсе, о программных модулях Modeler и Layout, разделивших процессы моделирования, а вместе с тем анимирования на части, о поддержке сторонних плагинов, расширений, шаблонов с настройками, текстур. Добавляется новый контент в полуавтоматическом режиме, а развертывается в масштабах инструмента без лишних обращений к конечному пользователю – достаточно лишь наблюдать за результатом, а после – в специальном конфигураторе – выбирать, какие вещи запускать, а от чего стоит избавиться.
Не возникнет проблем и с выбором подходящей платформы — Light Wave свободно запускается и на MacOS, и на Windows (выгружать промежуточные сохранения проектов в облако разработчики разрешают напрямую, без дополнительных действий). А еще инструмент крайне производительный, а вместе с тем оптимизированный под новые технологии, вроде трассировки лучей и многопоточности во время рендеринга, отрисовки деталей, объектов в сцене.
Может быть интересно: 3D Crafter
Недостатки
Несмотря на функциональное разнообразие, продуманную структуру программных модулей, наличие параметров, влияющих на способ отображения материалов и текстур, назвать Light Wave бескомпромиссным инструментом невозможно. Мешает наличие малого количества профессиональной литературы (подробных инструкций), способной ввести новичков в курс дела, непривычный интерфейс с не слишком наглядной навигацией. Разработчики предлагают все чаще опираться на комбинации горячих клавиш, а не на кнопки на панелях быстрого доступа или пункты контекстных меню.
Итоги
Light Wave универсален, но не подойдет новичкам, поддерживается компьютерами с Windows и MacOS, но редко обновляется и уже отстает с функциональной точки зрения от конкурентов. Противоречия встречаются с точки зрения интерфейса (наглядности недостаточно, но с модулем Layout справится легче, чем кажется), с позиции способа распространения – платить более 1000 долларов согласятся далеко не все (но у конкурентов расценки еще выше). Перечисленные тонкости меркнут перед поддержкой колоссального количества модулей – в том числе неофициальных – текстур, и средств моделирования. Через Light Wave даже появляется шанс воссоздать крайне реалистичную картину реального или фантастического мира.
Полезное видео
Дополнительный материал по теме: